IN GOD WE TRUST

23.03.2012 / 15:54
Почему закрывают военно-строительные институты, но открывают православные университеты? Кто заинтересован в усилении роли РПЦ в политической жизни? Почему тольяттинское православное духовенство дружно молчало в дни, когда в городе многотысячными тиражами предвыборных газет разжигалась межрелигиозная рознь? События последних месяцев заставили нас обратить внимание на вопросы веры, государства и человека.

первая

Констатируем факт – Русская Православная Церковь с каждым годом занимает все большее место в политической жизни страны.

С формальной точки зрения, наше государство официально отрицает сам факт существования Бога. «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» – так написано в Конституции.

На самом деле все, конечно же, не так. Никакого равенства религиозных объединений нет. Никакого отделения религий от государства нет. И ни один кандидат в президенты, даже если он в недавнем прошлом коммунист и кадровый офицер КГБ, не в силах проигнорировать Рождество или Пасху и будет терпеливо стоять в храме под прицелами телекамер всю службу от начала и до конца.

Для таких появился даже специальный термин – человек со свечкой.

С конца 80-х годов представители власти позируют на фоне куполов поневоле – электорат, несмотря на 70 лет научного атеизма, остался не то чтобы набожным и богобоязненным, нет – просто электорат считает набожность проявлением совести. А поскольку лично контролировать своих выборных должностных лиц электорату лень, то электорат возлагает эту обязанность гражданского общества на гражданина Израиля Иисуса Христа.

Кандидаты верили в Бога для того, чтобы их выбрали, – так было с начала перестройки.

Однако в последние лет пять-семь мы начали наблюдать нечто новое. Церковь (здесь и далее мы говорим только о Русской Православной) все активнее выходит за отведенные ей красные флажки и уже открыто вмешивается в светские дела, мотивируя это, разумеется, заботой о верующих, о духовности и, конечно же, о судьбе богохранимой Рассеи. Все это происходит при активной поддержке власти.

Этот процесс имеет научное название – клерикализация. Это взаимовыгодный союз церкви и власти, направленный на повышение эффективности управления народом и увеличения прибыли. Собственно, ничего нового в этом нет, христианство именно для этого и создавалось – как инструмент управления, не более того. Единственная задача церкви – спасение душ человеческих, но даже патриарх говорит в телевизоре о чем угодно, только не о спасении души.

После известного панк-молебна в храме Христа Спасителя РПЦ даже полезла в Уголовный кодекс и предложила ввести особую статью за оскорбление чувств верующих. Собственно, это и была черта, после которой мы решили написать данную статью.

Дело в том, что верующий человек тем и отличается от неверующего, что его чувства к Богу оскорбить невозможно в принципе. Истинно верующий человек помолится за спасение душ дурочек из Pussy Riot, принесет им в камеру Библию, но не пойдет на ток-шоу Первого канала требовать ужесточить Уголовный кодекс за оскорбление его чувств!

И проблема зарыта именно в том, что истинно верующих людей в России ничтожно мало. Большинство составляет квазиправославное население, слабо отличающее Евангелие Матфея от Евангелия Марка, а иконы Андрея Рублева от икон Феофана Грека.

Именно на эту как бы православную, но ужасно невежественную массу и ориентирована сегодня политика церкви и правительства.

Да и не только их. Задумайтесь: к кому на самом деле была адресована православная риторика того же Александра Шахова? Вовсе не к истинно верующим, а к квазиправославному большинству. К тем, кому что баптист, что сектант – одна нехристь. К тем, кто считает себя верующим и даже носит крест, но не способен уверенно ответить на вопрос, сколько многодневных постов в году должен соблюдать православный христианин.

Квазиправославное большинство – это основная часть населения России. Типичный ее представитель – крещеный человек, искренне считающий себя православным. Но при этом у него нет привычки молиться по утрам и вечерам, а также перед каждым приемом пищи. Да и сами молитвы он в подавляющем большинстве случаев просто не знает. Попросите его прочитать наизусть ну хотя бы «Отче наш» – он гарантированно ошибется и что-нибудь переврет. А попросите его перечислить имена двенадцати апостолов – он вас в ответ, скорее всего, просто оскорбит.

Однако именно эти люди обеими руками приветствуют все новое и новое строительство церквей (вместо парков, аквапарков и стадионов). Эти же самые люди охотно голосуют за кандидатов с куполами. Невежественной, но слегка набожной массой людей очень легко манипулировать.

Кстати, поздравляем – тольяттинцы оказались не такими.